пятница, 1 февраля 2013 г.

русская религиозная философия в.соловьев и н.бердяев

125.88 Kb.Название Дата28.03.2012Размер125.88 Kb.Тип Содержание Смотрите также: Разработка урока "Серебряный век русской культуры" Цель урока: Раскрыть содержание удивительного мира русской культуры начала XX века. Задачи: Сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века; Создать условия для осознания и принятия учащимися культурных ценностей России конца XIX ЂЂЂ начала XX вв.; Формировать уважение к историческому прошлому страны, активную жизненную позицию. Эпиграф к уроку: Мы подарили Западу начало нашего века. Д. Лихачев.Оборудование к уроку: проектор, презентация по теме; магнитофон, записи музыки произведений С. Рахманинова, Римского-Корсакова, Ф. Шаляпина;План урока. Объявление темы урока, задачи, эпиграфа к уроку. Вступительное слово учителя. Выступления учащихся. Итоги урока, ответ на учебную задачу.Ход урока. Урок начинается с музыкального эпиграфа из второго концерта для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова. Учитель: История идет неравномерно. Бывают «ленивые» столетия, когда почти ничего выдающегося не происходит, а порой ход времени как будто ускоряется, «наверстывая» упущенное, спрессовывая события. И тогда в одну эпоху, буквально в несколько десятилетий происходит столько важного, судьбоносного, сколько в спокойные времена хватило бы на века. Рождаются и работают гении, талантливые и просто ищущие люди ЂЂЂ но в таком количестве и с такой интенсивностью, как будто пытаются заложить основы для будущих поколений. В истории культуры тоже были периоды неспешного течения. Потом наступали периоды, поражающие своей динамикой. Первая половина XIX века ЂЂЂ это ЂЂЂзолотой век русской культурыЂЂЂ. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка ЂЂЂ это только часть великих имён ЂЂЂзолотого векаЂЂЂ. На рубеже XIX-XX века, по словам русского философа Н.А. Бердяева, наступил ЂЂЂсеребряный век русской культурыЂЂЂ, сравнительно недолгий (с конца XIX столетия до 1917 года), но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории. Серебряный век: искания, прорыв, борьба. Борьба со всем старым, косным, материальным и тусклым в мире. А еще ЂЂЂ борьба с тусклым и косным в себе. ^ Фрагмент учебного фильма. Серебряный векЂЂЂ Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов? Серебряный век ЂЂЂ блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, мгновенность, отражения, блики, прозрачность, свечение, туман, тайна, волшебство, уста, шепотЂЂЂ Звуковой облик слов ЂЂЂСеребряный векЂЂЂ создает в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о прекрасном. Учитель: Что же это было за время ЂЂЂ рубеж XIX ЂЂЂ XX вв.? Какие события характеризовали эпоху? Давайте вспомним содержание этого периода, пусть вихрь истории калейдоскопом пронесется перед намиЂЂЂ (Ученики отвечают на поставленный вопрос, слушают друг друга и записывают основные теоретические положения и факты.) 1890 г. ЂЂЂ начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте. 1894 г. ЂЂЂ начало царствования Николая II. 1904-1905 гг. ЂЂЂ русско-японская война. 1905-1907 гг. ЂЂЂ первая русская революция. 1906 г. ЂЂЂ создание I Государственной Думы и аграрная реформа А.П. Столыпина. 1914 г. ЂЂЂ начало Первой мировой войны. 1917 г. ЂЂЂ Февральская революция; свержение самодержавия. Октябрьская революция. Учитель: Вот перед вами основные события эпохи. Это и войны, и революции, и небывалые перемены, сулящие светлое будущее. Парламентаризм, частная собственность на землю ЂЂЂ такого в России еще не было. Все это вступало в конфликт со старым миром, прошедшей эпохой. Учебная задача: Конфликт эпох! И именно эта сложная, пограничная ситуация порождает такое неповторимое явление как «Серебряный век». Что же это: закат Российской цивилизации, кризис сознания или ЂЂЂ выход в обновленную жизнь и искусство?Презентация исследователей философии. Какие религиозно-философские идеи XIX в. могли повлиять на философию, серебряного века? Конец XIX ЂЂЂ начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя. Но этот же кризис породил великую эпоху ЂЂЂ эпоху русского культурного ренессанса начала века ЂЂЂ одну ЂЂЂиз самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир... Религиозные философы проникались апокалипсическими настроениями. Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и огромной революции. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму.ЂЂЂ Так писал Бердяев в работе ЂЂЂСамопознаниеЂЂЂ. В целом русская философия XIX - начала XX века явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России. Философские искания представлены такими яркими личностями как В. Соловьёв, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский. Духовным источником религиозной философии явилось православие как специфический духовный и жизненный уклад. В центре её внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. Она носит всеохватный характер. В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как: ЂЂЂ природа человека, его свобода, смерть и бессмертие; ЂЂЂ гуманизм и его кризис; ЂЂЂ смысл человеческой истории;Центральной фигурой во всей русской религиозной философии является В.С. Соловьев. Соловьев во главу угла своей философской концепции ставил религию и стремился подчинить ей философию, науку, этику, будущее государственное устройство. Он резко критиковал материализм и атеизм, представляя их как учения безнравственные, опустошающие природу человека и ведущие людей в тупик. Начало всего сущего ЂЂЂ абсолютное, т.е. бог. Бог воспринимает не разумом, а только через веру. Бог содержит в себе вечные идеи, т.е. идеальный мир. Этот идеальный мир порождает мир физический. Этот физический мир связан с богом через человека, который обладает и материальной и идеальной субстанциями. Возможность познания человеком окружающего мира Соловьев связывал с верой в бога ЂЂЂ познание через веру. В. Соловьев являлся автором теории вселенской теократии. Он считал, что в отношениях между собой люди должны забыть все распри и руководствоваться христианским учением о любви к ближнему. Этот же принцип должен быть положен в основу отношений между отдельными государствами. Легче всего его может осуществлять христианская религия. Чтобы претворить в жизнь христианский принцип ЂЂЂлюбви к ближнемуЂЂЂ и окончательно ис

Разработка урока "Серебряный век русской культуры"

Разработка урока "Серебряный век русской культуры"

Комментариев нет:

Отправить комментарий